Установлено, что существует конституитивная и индуиибельная форма N0" синтетазы. Первую обнаруживают в покоящихся клетках. Вторая же активируется только при воздействии воспалительных цитокинов. Известно, что IL-ip, TNFa и IFN-y усиливают, a IL-4, IL-10 и IL-13 подавляют процессы образования N0".
Важным моментом для образования N0" считается присутствие тетра-гидробиоптерина, который является кофактором N0" синтетазы и усиливает выработку N0". При этом отмечают, что токсична даже не столько сама окись азота, сколько ее активные метаболиты — пероксинитриты, продукты взаимодействия с активными формами кислорода.
Интересно, что эндотелиальные клетки в результате активации тоже могут продуцировать окись азота во внеклеточную среду.
Суммируя материал, приведенный в данном разделе, следует отметить, что максимальные бактерицидные эффекты развиваются в том лишь случае, когда все вышеперечисленные механизмы действуют вместе.
Особенно важную роль отводят так называемой «токсической триаде»: Н2О2 — миелопероксидаза — галоген (J" или СГ). Она образуется при взаимодействии продуктов респираторного взрыва и дегрануляции фагоцитов. Сочетание указанных веществ, а также продуктов их метаболизма (НСЮ и других) чрезвычайно токсично для многих бактерий, грибов и паразитов. Эта триада обеспечивает интенсивное перекисное окисление, гало-генизацию и инактивацию жизненноважных компонентов возбудителя. В результате наступает его гибель.
Регулирование активности. Дегрануляция клеток может быть блокирована, если удается подавить подвижность микрофила-ментов. В отдельных случаях этот процесс способны подавлять кромогликат натрия и теофиллин.
Теофиллин является блокатором фосфодиэстеразы — фермента, разрушающего сАМР. В результате происходит накопление внутриклеточного сАМР — природного регулятора, который блокирует подвижность гранул и дегрануляиию клеток.
Отмечено, что колхицин и ряд других препаратов, разрушая микрофиламенты, также необратимо блокируют этот процесс.